Памяти 246 Шумской стрелковой дивизии
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Розов Михаил Николаевич [9]
«От Рыбинска до Праги» Боевой путь 246-ой стрелковой Шумской дивизии В период Великой Отечественной войны
Розов Михаил Николаевич [1]
В полках оставалось по 150 штыков.
Розов Михаил Николаевич [1]
В боях за Красново
Пискунов Егор Андреевич [2]
В партизанском отряде под Курском
Пискунов Егор Андреевич [61]
Воспоминания об участии в ВОВ в составе 777 артиллерийского полка
Батов Павел Иванович [4]
На Днепре
Батов Павел Иванович [4]
С Курской дуги на Запад
Сон Алексей Михайлович [1]
Воспоминания сына полка
Боевой путь 415 ОСБ [4]
Воспоминания ветеранов 415 отдельного сапёрного батальона в составе 246 стрелковой дивизии
Зыков Пётр Максимович [2]
Воспоминания об участии в Львовской операции 908-го стрелкового полка
Метакса Юрий Андреевич [1]
Воспоминания о батальонном комиссаре 914 полка Сорокине П.И.
Рожкова Маргарита Семёновна [1]
Воспоминания медсестры 914 стрелкового полка
Брунов Алексей Константинович [1]
Воспоминания командира батальона 908 стрелкового полка о боях в районе города Эльфриденхоф в феврале 1945 года
Автор неизвестен [1]
Воспоминания неизвестных авторов о службе в дивизии
Поляков Алексей Васильевич [4]
Воспоминания бойца 908 сп о боях в составе 246 дивизии в конце декабря 1941 года
Безруков Василий Иванович [1]
Воспоминания ветерана о службе в 246 дивизии
Граценштейн Борис Абрамович [1]
Воспоминания замкового 777 ап о боях 1941 года и последующей службе
Славинский Иван Васильевич [1]
Воспоминания начальника артснабжения 908 сп о его военной службе
Фоменко Григорий Степанович [1]
Воспоминания наводчика 777 артполка о боях 1941-1945 гг.
Башков Иван Фёдорович [1]
Воспоминания ветерана 915 сп о боевом пути в период ВОВ
Терновский Андрей Степанович [1]
Воспоминания ветерана 914 сп о боевом пути в период ВОВ
Буй Владимир Алексеевич [1]
Воспоминания ветерана 908 сп о периоде службы в дивизии
Шевченко Пётр Маркович [1]
Воспоминания командира батареи 777 артполка
Ставский Иван Анатольевич [1]
Воспоминания ветерана 777 артполка о боях в составе дивизии
Воронков Глеб Михайлович [1]
Воспоминания о боях дивизии при форсировании Волги в битве за Калинин осенью 1941 года
Татаринов Виктор Яковлевич [1]
Воспоминания бойца 415 ОСБ о штурме Опавы
Гудыря Егор Яковлевич [2]
Биография командира пулемётной роты 914 стрелкового полка
Никитин Василий Кузьмич [1]
Отрывки дневника помощника начальника штаба артиллерии дивизии о боях августа-октября 1941 г.
Новохатский Евгений Андреевич [1]
Воспоминания военкома 326 разведроты
Воронин Владимир Иванович [1]
Воспоминания миномётчика 915-го полка
Латер Семён Ефимович [2]
Воспоминания помощника начальника разведывательного отделения штаба дивизии
Наш опрос
Смог бы Советкий Союз победить в ВОВ без Сталина?
Всего ответов: 455
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Воспоминания » Пискунов Егор Андреевич

Глава 3. Проведение религиозных обрядов

 

В период обучения нас в школе с нами и с жителями окрестных деревень никто атеистической пропаганды не вел. Влияние церкви на население еще по традиции было велико. После революции школа от церкви была отделена, однако, под влиянием родителей с детьми школьного возраста проводились все церковные обряды.

 

Я, как и все мои товарищи, в душе не верили ни в бога, ни в дьявола. По законам божьим полагалось соблюдать дни, когда запрещалось употреблять мясную и молочную пищу. Например, пост от масленицы до пасхи, когда питались только растительной пищей. Мы же нарушали этот обет. Кто из ребят тайком от родных стащит кусок сала, делился со всеми нами. Мы не боялись, что нас бог накажет за такие грехи. Мне кажется, что все это соблюдалось не потому, что грех, а потому что не хватало на весь год мясной и молочной пищи.

 

Мне помнится один случай. Как-то вечером в великий пост к нам проездом из города заехал поп, отец Антоний. По русскому обычаю был поставлен самовар, положена растительная пища для угощения и была поджарена яичница с салом.

 

Когда приступил отец Антоний к трапезе, то начал кушать не капусту с грибами, а яичницу. Отец мой не выдержал и сказал: «Отец Антоний, пост, грешно кушать мясное». Отец Антоний, не прекращая кушать, ответил: «Андрей Игнатьевич! Грешно кушать у кого нет, а у кого есть – можно». Этот эпизод подтвердил мои догадки, что разговор о боге, которого превращали в пугало,  все видит и слышит и непослушных накажет, был враньем.

 

Однако на различные праздники родители водили нас в церковь. Иногда мы собирались всей ватагой и сами шли в церковь. В селе Олферьево, которое находилось от нашей деревни на расстоянии пяти километров, около церкви находился клуб. В этом клубе ставились антирелигиозные постановки, проводились различные атеистические выступления, танцы под музыку. Все это происходило в период проведения службы в церкви. Нас, да и не только нас, и взрослую молодежь больше привлекали проводимые мероприятия в клубе, чем служба в церкви. Приходилось идти на обман. Родные охотно отпускали нас в церковь, но до них не доходило, что мы идем в клуб посмотреть постановку. Причем мероприятия в клубе длились до тех пор, пока не кончалась служба в церкви.

 

В церковь мы тоже заходили, но нас там интересовали другие вопросы. Мы лазили на колокольню, смотрели и слушали, как дед-звонарь здорово отбивал на колоколах. Собирали там свечи, которые верующие ставили различным святым. Мы делали бумажные фонари, и нам в эти фонари требовались свечи. Церковь нас «снабжала» ими в достаточном количестве. Когда проходило причастие, мы тоже не упускали этого момента, чтобы получить ложку сладкой жидкости. Тогда мы не задумывались над тем, что это может принести инфекционное заболевание.

 

Однажды мы стали в очередь на причастие, получили соответствующую порцию и снова стали в очередь. Когда подошли к попу, он обнаружил наш маневр и здорово турнул нас от себя и отпустил по нашему адресу довольно крепкое, небожественное словечко.

 

Однажды со мной произошел казусный случай: подошел ко мне Гриша Иванов и показывает деньги и пшеничные просвирки. Рассказал, как он у попа на исповеди при отмаливании грехов клал три копейки, а брал двугривенный. Пшеничные просвирки прихожане клали на стол перед святой богородицей, он становился на колени, одной рукой крестился, другой брал просвирку. Поп, отец Александр, был большой любитель выпить и плохо видел без очков. Он иногда даже проводил церковные обряды под солидным хмельком и мог не заметить проделки моего друга.

 

Я от первого варианта отказался, а пшеничных просвирок тоже пожелал приобрести. Очевидно, его проделки старухами были замечены. И вот, когда я только опустился на колени, правой рукой начал креститься, а левой потянулся за просвиркой – неожиданно получил по лбу такую затрещину, от которой опрометью вылетел из церкви. Старухи подняли такой шум и причитания по нашему адресу, что нам возвращаться обратно в церковь было небезопасно.

 

У нашего попа была пегая лошадка, на которой он ездил сам и возил собранный провиант во время крестных ходов на различные праздники. Мы обычно угоняли его лошадь и продолжали на ней кататься по деревне. Запрет мы получали, то есть отбирали у нас лошадь только тогда, когда вмешивались местные жители. Обычно поп в первом доме говорил «господи помилуй», во втором «помилуй господи», а с третьего дома его уже вели под руки. Ему было уже не до лошади, где она и кто на ней ездит, а мы были вполне довольны своими проделками.

 


Категория: Пискунов Егор Андреевич | Добавил: Andrei (22.10.2012)
Просмотров: 954
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск

Последнии добавления :


Последнии фотографии :


Copyright 246division © 2019. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Конструктор сайтов - uCoz