Детство мое, как видно из предыдущей главы, длилось
недолго – всего около двенадцати лет. Окончилось лето 1925(6) года, завершились
полевые работы, и я с отцом начал собираться в путь на заработки. Сборы были
недолгие. Необходимо мне было пошить одежду, сапоги и приготовить две пары
нижнего домотканого белья. Верхняя рубашка, брюки и пиджак были пошиты из
купленного материала, так называемого чертова кожа. Это был хлопчатобумажный
материал, который отличался большой прочностью. Из него-то и шили брюки и
верхнюю одежду. Как я раньше указывал, у нас в деревне все мужики имели
специальность портного. Естественно, квалификация их была различной. Одни из
них обладали высокой квалификацией, это были первоклассные специалисты. Они шили
очень красиво и добротно по тому времени. К высококвалифицированным портным
относился и мой отец. Это был ювелир своего дела. Он мог одинаково хорошо шить
и верхнюю одежду, и костюмы как мужские, так и женские, и даже шил платья. У
него все получалось прекрасно. Такая категория портных имела постоянное место
работы. Жители деревень, в которых работали такие мастера, другим проходящим
портным работу не отдавали. Они ожидали своего мастера. Такой специалист в
определенных деревнях был своим человеком. Таким мастерам работы всегда
хватало.
Другая категория портных – менее квалифицированные. Эта
категория специалистов не имела постоянных клиентов и довольствовалась
случайными работами. Они обычно действовали в более отдаленных районах от
своего места жительства, где их никто не знал. Из-за плохого качества работы
они, как правило, повторно в тех же местах не появлялись. Обычно они шили более
грубую одежду, например, полушубки и армяки из домотканого материала. Иногда
шили одежду и из фабричного материала. Бывали частые случаи, когда качество их
работы по-деревенски называлось «порчей», то есть портили вещь. Поэтому они не
имели постоянного места работы и устойчивого заработка и бродили весь сезон по
различным деревням в поисках работы.
Постоянное место работы моего отца было в
двадцати четырех километрах от нашей деревни. Это, в основном, были две
деревни: Товарково и Мягкое. Иногда, по большой просьбе отец выезжал в Бараньи
Рога и Ольхи. Эти деревни относились к одному Мосальскому уезду с нашей
деревней. Бывали случаи, когда отец находился дома, а за ним специально
приезжали, чтобы пошить одежду к свадьбе.
По воскресеньям в уездном городе собирались базары. Отец,
как правило, по воскресеньям выезжал в город, где встречался с матерью, покупал
на заработанные деньги все необходимое для дома, и мать возвращалась домой, а
отец обратно на работу. Пока я учился, отец с собой брал в качестве подмастерья
или ученика кого-нибудь из молодых ребят из нашей же деревни. Длительное время
на работу с отцом ходили мои двоюродные братья: Арсений и Ваня. Это были дети
его родной сестры.
Вот и настал мой черед отправляться на работу. По правде
говоря, в начале я шел с неохотой. Ведь мои товарищи оставались дома. Дальше
учиться их не отдали, следовательно, они будут всю зиму кататься с гор на
различных приспособлениях и на коньках по замерзшему льду на реке. Не думаю,
что я в 12-летнем возрасте мог быть настоящим помощником отцу в работе.
Очевидно в первое время причина была другая. В семье у нас к этому времени
прибавилось еще четверо ребят от второй матери и, естественно, того скудного
сбора урожая, чтобы прокормиться, не хватало. Из дому уходило на всю зиму два
лишних рта, а это большое дело.
В отходе, кроме платы за пошив, хозяева нас кормили и,
надо сказать, кормили очень хорошо. В октябре месяце 1926 года мать отвезла нас
в город Мосальск. Там мы распрощались и дальше пошли пешком до места работы.
Прибыли мы в деревню Товарково – это была основная база нашей работы.
Вспоминаю, как первый раз жители говорили: «Андрей Игнатьевич, кого же ты
привел». Был я росту маленького, худой. В это время у меня и весу-то было,
наверное, не более 30 килограммов. Единственные у меня были качества –
подвижность и сообразительность.
Вначале мне казалось, что я попал в какой-то другой мир,
и, вроде, все смотрят на меня и думают: «Зачем ты, друг, пришел! Какой из тебя
работник». К работе я относился с особым энтузиазмом, старался поскорее чему-то
научиться и быть действительно помощником, а не просто нахлебником. К
сожалению, оказывалось все не так-то просто и часто мое рвение к работе
выходило боком.
Когда отец мне что-то поручал делать, я старался сделать
побыстрей и, как правило, все портил. Отец меня не ругал за это, хотя начинал
все переделывать заново, а мне оставалось только смотреть, как у него все
просто и хорошо получается.
Первое время он старался не загружать меня работой, а посылал
меня пойти погулять с местными ребятами. К сожалению, в начале я не мог
воспользоваться этой возможностью. Отец же себя в этих районах чувствовал как
дома. Все жители ему были очень хорошо знакомы, и он иногда на час-два уходил
посидеть к местным мужикам. Я оставался в чужом доме один и не знал, чем
заняться.
Такое мое одиночество длилось недолго. Быстро и я
освоился, познакомился с местными ребятами своего возраста и по вечерам ходил
вместе с ними на все их проделки. Приняли они меня в свою компанию хорошо и
относились ко мне даже с каким-то уважением. Возможно из-за того, что я был
таким маленьким, а уже работал, помогал своему отцу, или наоборот из-за
уважения к моему отцу.
Во всяком случае, я уже не чувствовал себя одиноким, а
впоследствии так привык к местным ребятам, что уже потерял разницу между своими
деревенскими ребятами и этими новыми друзьями.
В Товаркове я близко подружился с братьями Блазненковыми:
Василием, Степаном и Ваней. Это были дружные, физически здоровые ребята. Кроме
дружбы моей с ними я как бы находился под непосредственной их защитой от
«посягательств» на меня со стороны других ребят.
Отец их, Петр Матвеевич, и мать, тетя Тоня, как я ее
называл, были очень добрыми гостеприимными людьми. Впоследствии я как-то
невольно превратился в их четвертого сына. Они очень хорошо относились ко мне.
Как правило, все свободное время, которое мне предоставлял отец, я проводил с
этими ребятами.
В первый же сезон отец выполнил свое обещание и купил мне
гармонь.
Жизнь пошла веселее.Теперь, в основном, свое свободное
время я использовал на то, чтобы научиться играть на гармошке. Учился играть
самостоятельно безо всяких нот – на слух. Очевидно, я своим пеликаньем крепко
надоедал хозяевам, у кого приходилось работать. Теперь было две задачи:
научиться ремеслу и музыке. Причем с обучением меня ремеслу отец почему-то не
торопился. Он часто на мои требования давать мне больше работы всегда отвечал:
«Ты еще молод, у тебя впереди много времени и успеешь выучиться и
наработаться». Это утверждение расходилось с моим желанием. Я хотел быстрее
научиться самостоятельно выполнять большинство операций. Со временем обучение
игре на гармошке начало охлаждать мой пыл к быстрейшему обучению ремеслу.
В наше время гармонист был первым парнем на деревне, и
мне очень хотелось к первому возвращению домой научиться что-нибудь исполнять
на гармошке. Надо сказать, что мне это удалось. Наверное мое упорство оказало
свое воздействие.
К нашему возвращению домой на побывку в январе 1928 года
я уже мог исполнять на гармошке простейшие танцы: краковяк, польку, вальс и
некоторые другие, а это уже для меня много значило. Перед своими товарищами я
выглядел на голову выше. Они сидели дома, а я зарабатывал себе на хлеб, купил
гармонь и научился даже играть. Внутренне же я оставался тем же ребенком, каким
был и год-два назад. В последующем я больше стал втягиваться в работу, привык к
своему положению, и моя мечта продолжать дальше учебу стала отходить на задний
план.
Я уже примирился со своей судьбой, и мне стала нравиться
моя будущая профессия – портного. Мечтал я теперь только об одном – научиться
так хорошо работать как мой отец. И так из года в год, в свободные от
сельскохозяйственных работ месяцы, я с отцом продолжал работать на стороне и
обучаться этому ремеслу. Работа с отцом в отходе у меня продолжалась до 1930
года. К религиозным праздникам, которые раньше встречали, мы приходили домой на
побывку. Здесь я для своих товарищей-однокашников оказывался как никогда
кстати. В это время зимой в деревнях каждый вечер молодежь собиралась на
посиделки. Строго соблюдалась очередность вечеров. Собирались по очереди к тем
хозяевам, у кого были девчата. Если жилплощадь не позволяла у той или иной
девушки проводить такой вечер, то она нанимала эту жилплощадь у кого хаты были
более свободные. На этих вечерах пели, танцевали, играли в различные затейливые
игры. Ребята на эти вечера собирались не только из своих деревень, но приходили
из отдаленных селений. Обычно на таких вечеринках происходило и знакомство
парней с девчатами, которые приходили из других деревень. Нередко такие
знакомства заканчивались свадьбами. Как вам известно, всякий вечер требует
музыки. В деревне основной музыкой являлась гармонь. Если гармошки нет – вечер
проходил очень скучно. Девчата, чтобы привлечь гармониста, также договаривались
между собой. Если гармонист предложит какой-либо девочке свою дружбу, не
отказывать ему, хотя бы он и не нравился этой девочке. Если в этом случае
отказать гармонисту, значит он больше не придет, и вечера обречены на скучное
их проведение.
Девчатам нашей деревни в этом повезло, имелся свой
гармонист – это был я. Поскольку по возрасту в другие деревни ходить на вечера
я был еще мал – они этим преимуществом пользовались и всегда на вечера
приглашали меня. Отец мне разрешал посещать вечера в своей деревне, иногда даже
сам заходил с другими мужиками, посмотреть веселье на этих вечерах.
Но здесь было НО. Меня-то приглашали посещать эти вечера
взрослых, чтобы я их развлекал игрой на гармошке, а моих товарищей – нет.
Считали, что они по возрасту не должны посещать вечера взрослых. Мне было
неудобно перед своими товарищами, и я от их компании отрываться не мог и
пренебрегать их желаниями тоже. Тогда мы договорились между собой, что я
объявлю бойкот, т.е. не буду ходить на вечера, если они не будут пускать всех
моих товарищей. Взрослые девчата и ребята пошли на этот компромисс с условием:
вся наша братия будет вести себя спокойно. Мои друзья тоже согласились на эти
условия, но часто мы нарушали их и поэтому подвергались выдворению. Меня
старались оставлять, но я был верен своим товарищам. Тогда ограничивались
строгим предупреждением нас и разрешали оставаться всем. Иногда мы всей ватагой
подростков врывались в другую деревню и, надо сказать, нас принимали. Очевидно,
просто терпели нас только потому, чтобы использовать музыку для более веселого
времяпрепровождения.
|