Время учебы в школе подходило к концу. Весной 1926 года
нам, оканчивающим четвертый класс, устроили выпускной экзамен. Экзамен,
конечно, мы все выдержали успешно. Еще в школе у меня с Михаилом Кривченниковым
была мечта пойти дальше учиться в среднюю школу уездного города Мосальска.
Экзамен я выдержал на отлично.
Учительница советовала моему отцу отдать меня дальше
учиться. Отец тоже хотел, чтобы я продолжал учебу, но экономическая сторона и
нехватка рабочих рук не дали возможности осуществиться моей мечте.
На этом мое образование закончилось и наступил перерыв в
моей учебе. Михаила тоже не отдали дальше продолжать учебу. Все мы после
четвертого класса одиннадцати и двенадцатилетние дети остались на трудовом
фронте в деревне.
Несколько слов о нашей работе в сельском хозяйстве в
период обучения в школе. В те годы кооперирования крестьянских хозяйств в нашей
местности еще не проводилось, оно началось у нас в 1929-30 годы. Каждая семья
управлялась с сельскохозяйственными работами самостоятельно. У кого было больше
рабочих рук, естественно, оканчивали все полевые работы в более короткие сроки.
Дети 8-12-летнего возраста были хорошими помощниками в работе. Они могли
выполнять любые с/х работы, за исключением следующего: им не доверяли косить
озимые хлеба. Ребята 11-12 лет косили траву, сушили и убирали сено для зимы,
вязали и складывали снопы в копны, сажали и копали картошку, возили навоз под
яровые и озимые хлеба, молотили хлеба, теребили лен и коноплю и многие другие
работы по дому. Девочки в этом возрасте, кроме перечисленных работ, пахали и
боронили поля, доили коров, мяли лен, коноплю, пряли, даже ткали холст. В нашей
местности, как ни странно, землю пашут и боронят женщины. Очевидно, это связано
с тем, что большинство мужчин в период сельскохозяйственных работ занимались
отходничеством. С полевыми и другими сельскохозяйственными работами приходилось
управляться, в основном, женщинам.
Для ребят дополнительным занятием было пасти лошадей в
ночном. Для крупного рогатого скота, в частности овец, нанимали пастухов, а
лошадей пасли каждый самостоятельно. Днем лошади всегда были заняты на той или
иной работе, а ночью нужно было их пасти.
Мне лично больше всего нравилось возить и убирать сено и
вывозить навоз на поле. С нагруженным возом едешь шагом, но как только воз
разгрузишь – проявляешь удаль в быстроте езды. Обычно ребята гонят лошадей друг
перед другом – кто быстрей. Вечерами после работы проявляли и такие шалости как
то компанией забраться в чужой сад за яблоками или другими фруктами. У нас за
такие шалости не особенно ругали, даже хозяева, к кому мы залезали в сад.
Иногда безо всякого злого умысла любили подшутить над кем-нибудь, особенно над
теми хозяевами, которые этого не терпели. Один раз был такой случай: у Сергея
Дмитриевича, прозвище их было Кабанихины, положили сверху на трубу стекло.
Затопили они печь, а дым весь идет в хату, долго он не мог понять в чем дело и
уже говорил на счет какого-то домового, который невзлюбил его дом, пока через
ребят ему не рассказали соседи о нашей проделке.
Вот так проходило наше детство. Оно, конечно, было
нелегким и, возможно, покажется примитивным современным детям.
Лето кончалось, а меня не покидала мысль – может все-таки
отец пошлет меня дальше учиться. Отец это чувствовал, и все-таки в одно
прекрасное время после окончания полевых работ сказал мне: «Пойдешь, сынок,
зимой работать со мной, заработаем денег, я тебе куплю гармонь». Вот и пришел
конец моей мечте. Оставался один выход: согласиться с предложением отца.
Так окончилось мое детство и наступил период моей
трудовой жизни.
|